Примите участие со статьей
Вы здесь
Начало > Новости > Новая литература > Рецензия на книгу “ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ: АРХИТЕКТУРА, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ.”, 2013, А.Л. БАТАЛОВ, Л.А. БЕЛЯЕВ.

Рецензия на книгу “ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ: АРХИТЕКТУРА, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ.”, 2013, А.Л. БАТАЛОВ, Л.А. БЕЛЯЕВ.

Лесневска Радослава Владиславова
аспирант
Воронежский государственный технический университет
Россия, г. Воронеж
Lesnevska Radoslava Vladislavova
Postgraduate student
Voronezh State Technical University
Russia, Voronezh
Лесневска Димитрина Спасова
доктор филологии, доцент
Университет национального и мирового хозяйства
Болгария, г. София
Lesnevska Dimitrina Spasova
Ass. Prof., Ph.D. in Philology
University of National and World Economy
Bulgaria, Sofia
А.Л. БАТАЛОВ, Л.А. БЕЛЯЕВ. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ: АРХИТЕКТУРА, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ. – МОСКВА: МГОМЗ, 2013. – 204 С.
Аннотация. В рецензируемой монографии рассматривается церковь Вознесения в Коломенском – шедевр средневековой архитектуры, памятник ЮНЕСКО, ценное историко-архитектурное наследие России. Монография имеет энциклопедический, интердисциплинарный характер, объединяя такие науки, как история, архитектура, археология, культурология, искусствоведение.
Ключевые слова: памятник архитектуры, церковь Вознесения, Коломенское, шатровый храм, русская церковная архитектура, Готика, Ренессанс, европейская архитектура, культурное наследие
A.L. BATALOV, L. A. BELYAEV. THE CHURCH OF THE ASCENSION IN KOLOMENSKOYE: ARCHITECTURE, ARCHAEOLOGY, HISTORY. – MOSCOW: MGOMZ, 2013. – 204 P.
Abstract. The reviewed monograph examines the Church of the Аscension in Kolomenskoye – a masterpiece of medieval architecture, a UNESCO monument, a valuable historical and architectural heritage of Russia. The monograph has an encyclopedic, interdisciplinary character, combining such Sciences as history, architecture, archeology, cultural studies, art history.
Keywords: architectural monument, Church of the Аscension, Коlomenskoye, tent-shaped Church, Russian Church architecture, Gothic, Renaissance, European architecture, cultural heritage.

 

Настоящая книга была любезно предоставлена на рецензию сотрудником Российского культурно-информационного центра (РКИЦ) в г. Софии Ларисой Нежневой. Ко Дню русского языка 6 июня 2018 в РКИЦ, София (Болгария), была открыта выставка «Начало русской письменности» сотрудниками Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское – Измайлово – Люблино (МГОМЗ). Организатор выставки к.ф.н. Елена Александровна Верховская, заместитель директора по образовательной и просветительской работе МГОМЗ, подарила библиотеке РКИЦ богато иллюстрированное издание большого формата, представляющее собой первую научную монографию о шедевре мировой архитектуры церкви Вознесения в Коломенском (памятнике ЮНЕСКО).
Авторы рецензируемого фундаментального труда, выход которого был приурочен к 480-летию церкви Вознесения, уникального памятника истории и культуры России, – известные московские ученые А.Л. Баталов и Л.А. Беляев, чьи работы хорошо известны специалистам – историкам, искусствоведам, культуроведам, археологам, архитекторам, иконографам. Доктор искусствоведения, профессор Андрей Леонидович Баталов является главным архитектором Московского Кремля. Леонид Андреевич Беляев – член-корреспондент РАН, главный редактор научного журнала «Российская археология».
 Рецензируемая научная монография состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературных источников, именного указателя, географического указателя, списка сокращений и резюме на английском языке.
В Введении (с. 6 – 12) авторы отмечают совершенство и необычность церкви Вознесения Господня, построенной в 1532 г. в селе Коломенском на правом берегу Москвы-реки. Дается профессиональное описание храма, чей главный элемент – уходящая в небо вытянутая многогранная пирамида (с. 8). Авторы подчеркивают, что церковь Вознесения не имеет исторических аналогов ни в древнерусской, ни в византийской архитектуре. Она представляет огромный интерес для архитекторов всего мира. Рецензируемая монография обобщает накопленный огромный научно-исследовательский материал. По мнению авторов, эта монография – первый шаг к составлению энциклопедии одного уникального памятника культурного наследия России. Завершая введение, авторы приносят глубокую благодарность руководству МГМОМЗ, его директору Сергею Ильичу Худякову и заместителю директора Елене Верховской за поддержку издания.
 В Главе I. Село, княжеский двор и храм: обзор истории (с. 13 – 29) излагается история села Коломенское, дается анализ источников о строительстве церкви Вознесения, представляется хронология исторических событий, связанных с судьбой храмов Коломенского, приводятся данные об утвари и иконостасах церкви Вознесения.
 В Главе II. Храм и вокруг него: археология церкви Вознесения, Георгиевской колокольни и центральной площади (с. 30 – 67) представлена история раскопок (стратиграфия, вещевые находки, планиметрия). Широкие археологические работы велись в 1970-х гг. под руководством Н.Н. Свешникова. С 1976 г. по настоящяее время в работе принимает участие один из авторов резензируемой монографии Л.А. Беляев. С 2001 г. работы у церкви ведутся под руководством Беляева. Представлена сводная таблица к изданию находок, сделанных при раскопках1976 г. по Беляеву (с.43). Общий план фундамента под храмом выявлен в 1974 – 1990 гг. Рассмотрена архитектура церкви-колокольни Святого Георгия, которая сопоставима с церковью Вознесения, дается описание и схематический план кладбища на Вознесенской площади.
Глава III. Исследования церкви Вознесения Господня в Коломенском (с. 68 – 115) посвящена истории изучения древнего памятника архитектуры, порядку хронологии памятников. В диахроническом, историческом плане рассмотрены ремонты, реставрационные работы, научные реставрационные работы, определяется место церкви Вознесения в истории русской архитектуры, в частности истории шатровых храмов (Н.В. Султанов) русского зодчества. Султанов утверждал, что композиция шатрового храма полностью сложилась в деревянном зодчестве и перенесена в кирпичное строительство в готовом виде (с. 95). Рассмотрен генезис форм шатровой архитектуры и их интерпретации (Н.Н. Воронин), проанализированы чертежи к диссертации В.Н. Подключникова (с. 104 – 105), подводятся итоги двухсотлетней истории исследований церкви (с. 114). Работы М.А. Ильина, В.А. Булкина и С.С. Подъяпольского утвердили представление о церкви Вознесения как русско-итальянском памятнике, который положил начало новому на Руси типу каменных шатровых храмов (с. 115).
В Главе IV. Шатровые храмы второй трети XVI века и церковь Вознесения Господня в Коломенском: выработка нового типа (с. 116 – 131) подтверждается концепция М.А. Ильина об отсутствии предшественников уникального замысла церкви Вознесения. Допускается построение шатровых храмов не вследствие эволюции, а в результате разрыва эволюционного ряда, названного Н.Н. Ворониным скачком (с. 118). Рассматривается вопрос о происхождения каменного шатра в русской архитектуре.
В Главе V. Художестевнный образ, семантика и проблемы генезиса архитектурных форм церкви Вознесения Господня (с. 132 – 155) анализированы традиции архитекутры Московской Руси с возможным следом архитектуры Ренессанса (баптистерии в городах Италии – Пизе и Флоренции), намечена уникальная общность в средневековой и ренессансной церковной архитектуре (с. 140). Проводится сравнение между шатром пизанского Баптистерия и церковью Вознесения в Коломенском. Шатры служили «сенью» над местом, где находились реликвии Страстей Христовых (с.146). Проанализирована готическая тема в архитектуре храма Вознесения. Авторы приходят к заключению, что сложная смесь Романики, Готики и Ренессанса с традиционным следом Классики нашла свое воплощение в церкви Вознесения Господня в Коломенском, причем намечены различия в художественном языке и символике.
Глава VI. Царское место (с. 156 – 177) посвящена истории натурного изучения знаменитого резного каменного трона «Царское место». Дается описание реконструкции основания Царского места. Представлены изображения царского места XIX – XX вв., а также письменные свидетельства.
В Заключении (с. 178 – 184) авторы обобщают различные концепции и гипотезы об истории создания церкви Вознесения в Коломенском в рамках науки о древнерусском зодчестве и русской архитектуры. Подтверждается версия С.С. Подъяпольского о соединении в церкви Вознесения форм Ренессанса и Готики (с. 180). Авторы поддерживают теорию М.А. Ильина о архитектурной новизне церкви Вознесения в Коломенском. Авторы утверждают, что церковь Вознесения – архитектурная новация, за которой стоит идея сени (с. 181). Таким образом, подтверждается исключительность церкви Вознесения и мысль Н.Н. Воронина о революционном скачке в развитии архитектуры. Но, как утверждают авторы, проблема генезиса форм церкви Вознесения не исчезла и решается по-разному ими, причем у каждого автора свои собственные позиции (с. 181). Авторы отмечают, что настоящая монография не является завершающим трудом, закрывающим тему. А.Л. Баталовым и Л.А. Беляевым намечены ряд задач: необходима полная каталогизация материалов, нужно продолжить сравнительный анализ архитектурной композиции церкви Вознесения с уточнением хоронологии отдельных частей и привлечением западных источников. Нужно найти место церкви Вознесения в истории зодчества Московской Руси, в круге итальянского Ренессанса и в общих рамках истории развития европейской архитектуры.
Рецензируемая монография имеет энциклопедический характер, так как с исчерпывающей полнотой проведен сравнительный анализ памятников русского шатрового зодчества и архитектуры Европы. Авторами научно доказано, что церковь Вознесения в Коломенском – архетипический шатровый храм нового типа церковного здания русской и европейской архитектуры. Рецензируемая монография носит также интердисциплинарный характер, поскольку в своем содержании объединяет историю, архитектуру, археологию, культурологию, искусствоведение, памятниковедение, музеведение, документоведение, архивоведение, иконографию.
Выражаем глубокую благодарность руководству, в частности Ларисе Нежневой, за предоставленную возможность сделать рецензию на монографию А.Л. Баталова и Л.А. Беляева, посвященную уникальному памятнику русской архитектуры – церкви Вознесения в Коломенском.

 

Лесневска Р.В., Лесневска Д.С. А.Л. БАТАЛОВ, Л.А. БЕЛЯЕВ. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ: АРХИТЕКТУРА, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ. – МОСКВА: МГОМЗ, 2013. – 204 С. / Р.В. Лесневска, Д.С. Лесневска //Русистика без граници. – 2018. – №2. – С. 72-76.

Top