Видният руски ономаст, професор Генадий Филипович Ковалев, беше така любезен да се съгласи да даде интервю на нашето списание и сайт на тема: произход на названията «Воронеж», «Чернавски мост» и «Дивногорие». Град Воронеж е университетски град, познат на много българи, които са завършили там своето образование. За нас, българите, представлява интерес да се запознаем с етимологията на името «Воронеж», известния Чернавски мост и загадъчния резерват «Дивногорие» във Воронежка област от такъв изтъкнат специалист, като уважавания Генадий Филипович.
Представляем Вашему вниманию интервью с профессором Геннадием Филипповичем Ковалевым, заведующим кафедрой славянской филологии Воронежского государственного университета, на тему «Древний и современный Воронеж». Проф. Г.Ф. Ковалев – ведущий специалист в области ономастики славянских языков, выдающийся российский языковед-краевед.
— Вы ведущий специалист в области ономастики славянских языков. Расскажите, пожалуйста, об истории названия «Воронеж». Каковы версии происхождения слова «Воронеж»?
— Первое название «Воронеж» появляется не в отношении нашего Воронежа, а Воронежа-Черниговского. Это на Украине, там в X– XI вв. был город Воронеж.
Когда мы проверили ономастику вокруг Воронежа, оказалось, что гидронимия – т.е. названия рек, очень часто все повторяется.
Видно, что наш Воронеж второй после того Украинского Воронежа. Тот Воронеж был ближе к славянам, к управлению, к центру. А наш Воронеж – далеко, в тюркской степи. Здесь жили в основном финно-угры: племена Мордва, Меря, Печора. Вся эта полоса, в которой находится Воронеж, идет до старого Воронежа, до первого Воронежа, гидронимия образуется с одним и тем же топонимообразующим суффиксом [уват]. О происхождении Воронежа появилась книга Павла Александровича Попова: «Воронеж – древнее слово и древние города».
О происхождении названия «Воронеж» есть две теории.
Первая теория. Это народная этимолгия. Воронеж – это «Ворон + еж». «Ворон» – это значит, что город находится в черте Черноземья. Рядом Черниговское княжество. «Чернига» означает черный. Ворон рассматривается как нечто черное. Земля здесь образцово-черная. Это нечто сверхположительное. У нас еще черное: Черное море, черноземье, чернига. Среди племен, которые жили здесь близко: славянское племя «северини». Славянское «север» никат не расшифруется. Этот корень от израельского: «сеу» — «черный», «темный». У нас город был Новгород-Северский. И все думали, что Новгород-северский был на севере. А это был город, близкий к Воронежу, Черниговской губернии. Это был юг, а не север. Этого города сейчас нет. Это полоса – от Киева к Воронежу. Совпадает — «сеу» — черный, «ворон» — черный.
Откуда «eж»? – Если мы сопоставим такие слова, как «онега», «инего», «ег», после «г» следует йот или мягкий знак, так что по всем правилам «г» превращается в «ж» — так что ЕГ превращается в ЕЖ. Суффикс [га] обозначал реку. Значит «Воронеж» – это черная река. На старой карте обозначено водохранилище «Воронеж».
Вторая теория. У финно-угров очень популярно имя «Воря», очень многие реки назывались «Воря», «Ворское». Вполне возможно, что «вор» имеет финно-угорское происхождение. Теории разные: сначала было имя «Воронег». От людей, однако, никогда реки не назывались. Но есть две речки в Воронеже: Даниил, Гавриил – это имена людей – а это ручеечки — «Дани –ель», «Гаври — ель».
— А каково происхождение топонима «Чернавский мост»?
— Это очень простая этимология. Раньше была река «Воронеж». Река «Черновка» — приточек небольшой, а близко к этой Чернавке был мост. Все черное.
— Болышие Дивы замечательные. Что Вы знаете о легенде Дивногорья, о топониме «Дивногорье»?
— Это место основательно поднялось со дна моря. До сих пор на территории Дивногорья на суше живут водорасли. Когда приходит дождь, водорасли начинают зеленеть и размножаться. При суше они засыхают.
Белые камни – это остатки моря, есть ракушечные образования. Это меловые горы. Везде у нас, где выход мела, это все дно моря. И это полоса до Белгорода, это тоже Дивногорье.
Дивы – это столбы из мела, не женщины, а что-то «на удивление», «удивляться». Эти столбы непрочные, они ломаются. «Дивы» – это «удивляющие». На дне моря они пополнялись, а сейчас они рушатся, уничтожаются. Громадные меловые горы остались, а внутри гор есть храмы. Это продолжение мирового океана, это остатки от Черного моря и Каспийского моря. Соль сохранилась, а между ними Кавказский хребет.
— Геннадий Филиппович, от имени редакции «Русистика без границ» благодарю Вас за то, что Вы согласились дать нам интервью!
Воронеж, 10 июня 2017 г.
Интервью провела Радослава Лесневска