Примите участие со статьей
Вы здесь
Начало > Интервью, памятные даты > «Воронежская поэтическая нота прозвучала на всю страну»: интервью с русистом Татьяной Терновой

«Воронежская поэтическая нота прозвучала на всю страну»: интервью с русистом Татьяной Терновой

доц. д-р фил. н. Татьяна Тернова
“Voronezh Poetic Note Was Spread All Over The Country”: An Interview With The Specialist In Russian Philology Tatyana Ternova
Ключевые слова: воронежская научная школа, локальный текст, воронежская ономастическая школа, Ковалев Геннадий Филиппович, Татьяна Анатольевна Тернова, имажинизм, журнал «Сирена»

Keywords: voronezh research school, local text, voronezh onomastic school, Kovalev Gennady Filippovich, Tatiana Anatolievna Ternova, Imaginism, magazine «Sirena» 

Беседу о воронежской научной школе и ее направлениях мы провели с доктором филологических наук, доцентом кафедры русской литературы ХХ и ХХI веков, теории литературы и фольклора, заместителем декана филологического факультета Воронежского государственного университета Татьяной Терновой. По ее мнению, одним из важных моментов в истории воронежского края является период начала XX века, когда с печатной деятельностью знаменитого журнала «Сирена» в городе Воронежа 
«Воронежская поэтическая нота прозвучала на всю страну» 
(Из книги мемуаров «Великолепный очевидец» 1930-ых годов Вадима Шершеневича). 
1. Вы могли бы объяснить понятие «локальный текст» в литературоведении?
«Локальный текст» — термин, рождение которого связано с именем Николая Павловича Анциферова. Еще в 1922 году в работе «Душа Петербурга» им был предложен «локальный метод» в литературоведении, предполагающий обнаружение связи текста с «географией» породившего его и изображенного в нем места. Изучение литературной «местнографии» стало популярным направлением филологии в последней трети ХХ века. Возможно, причины актуализации этой темы стоит искать в кризисе общественного сознания, в желании найти альтернативные идеологическим основы мышления, осмыслить феномен писательства, освободив его от идеологических наслоений. В современном литературоведении осмыслены «петербургский», «московский», «венецианский» тексты. Активно идет изучение «уральского», «крымского», «северного» (архангельского) текста русской культуры.
2. Каковы особенности «провинциального текста», в частности «воронежского текста»?
Исследование «воронежского текста» русской культуры началось в 2010-х гг. Оно предполагает рассмотрение города как объекта культуры, в котором единое смысловое поле составляют ландшафт, архитектура, разные формы культурной, социальной жизни города. Провинциальный город – культурный феномен, который, с одной стороны, не может быть изолирован от эстетического воздействия культурных центров, а с другой стороны, сохраняет свою самобытность, собственное культурное лицо. Провинциальный мир является подчас источником, подпитывающим идеи культурных столиц, предлагающим новизну и оригинальность подходов в поле культуры. Нами было высказано предположение, что провинциальный, в том числе воронежский, текст отличается повышенным уровнем интертекстуальности, поскольку в большей степени, чем культурный текст столиц, «оглядывается» на культурный фон.
3. Расскажите, пожалуйста, об изучении «воронежского текста» русской культуры.
Исследованием «воронежского текста» русской культуры занимается кафедра русской литературы ХХ и ХХI веков, теории литературы и фольклора Воронежского университета. Интерес к этому феномену был неоднократно поддержан грантами. Руководитель научной темы – заведующий кафедрой профессор Никонова Тамара Александровна. При факультете работает курируемый кафедрой Музей народной культуры и этнографии, где представлены уникальные предметы: одежда коренных обитателей области, прялки, изделия народных промыслов и даже настоящая печь.
Другими сторонами воронежской культуры занимаются представители воронежской ономастической школы, специалисты по диалектам – сотрудники кафедры славянской филологии (зав. кафедрой – Ковалев Геннадий Филиппович).
4. Какие писатели связаны с Воронежским краем?
Писатели, связанные с Воронежским краем — это А. Кольцов, И. Никитин, Д. Веневитинов, А. Эртель, А. Платонов, И. Бунин, Е. Добряков, В. Песков, А. Жигулин, А. Прасолов, Г. Троепольский, Б. Подгайный, Г. Умывакина… Интересно исследование творчества авторов, личности которых порождены культурой города и области, авторов, которые провели большую часть жизни в нашей местности, испытали на себе ее влияние.
Фото выставки «Образа Воронежа в литературе», 2016 г. — https://afisha.yandex.ru/voronezh/art/obraz-voronezha-v-literature?ncrnd=4112
5. Как описан Воронеж в литературе?
Образ Воронежа нередко появляется на страницах литературных произведений. Так, Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека», – «коренной воронежец», в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» герои были на привокзальном рынке в Воронеже, как и персонаж рассказа И. Бабеля «Письмо» Васька Курдюков. Образ вырастающего из чернозема Воронежа дан узником города О. Мандельштамом в «Воронежских тетрадях». А. Ахматова, приезжавшая в город к другу, О. Мандельштаму, оставила свой поэтический портрет Воронежа. У А. Мариенгофа есть стихотворение «Воронеж», А. Жигулин написал «Воронеж, родина, любовь…» …
6. Как воспринимают Воронеж иностранные студенты и преподаватели, которые бывают в вашем городе?
Думаю, что с интересом: как один из городов – хранителей провинциальной русской культуры. Хочу вспомнить поразивший меня эпизод: большая делегация японских специалистов по творчеству нашего земляка Андрея Платонова приезжала на Платоновскую конференцию. Специально, несмотря на ужасную погоду, японцы ездили смотреть степь и воронежский чернозем! В Японии творчество А. Платонова хорошо известно, там издается журнал «Ямская слобода», названный в честь района Воронежа, где родился писатель.
Рисунки Р. Лесневской
7. Что Вы можете рассказать об известном журнале «Сирена», который выходил в 1918-19 годов?
«Пролетарский двухнедельник» «Сирена» можно по праву считать уникальным не только для Воронежа, но и для провинции в целом изданием. Этот журнал имеет короткую историю: вышло всего три книжки большого формата: № 1 и № 2-3 -в декабре 1918 года и № 4-5 — в январе 1919 года, — но его издателю, Владимиру Нарбуту, выходцу из лагеря акмеистов, удалось собрать на страницах своего журнала публикации  А. Блока, А. Ахматовой, В. Шишкова, П. Орешина, опубликовать концептуальную статью «Утро акмеизма» О. Мандельштама, Декларацию имажинистов. «Сирена» иллюстрировалась художниками, связанными в прошлом с объединением «Мир искусства». И это все в голодное время гражданской войны, когда литература, по словам В. Брюсова, нередко «приобретала устный характер»!
8. Как Воронеж связан с историей имажинизма? В чем состоят особенности стиля имажинистов?
Несколько российских городов претендуют на честь быть родиной имажинизма. Это Пенза, где прошли юношеские годы А. Мариенгофа, Москва, где функционировал Орден имажинистов, в составе которого были В. Шершеневич, А. Мариегоф, С. Есенин и другие поэты, Воронеж, где в 1919 году впервые была опубликована Декларация имажинистов. «Воронежская нота прозвучала на всю страну…» — заявил в своей мемуарной книге «Великолепный очевидец» Вадим Шершеневич.  В Декларации были сформулированы ведущие характеристики имажинизма: внимание к образу, представление о поэтическом тексте как каталоге образов, желание быть не только эстетической практикой, но и новым мировоззрением, стремление объединить в своих рядах поэтов, художников, музыкантов. Отчасти это удалось. С имажинистами сотрудничали художники Борис Эрдман и Георгий Якулов.
Портреты имажинистов работы Б.Эрдмана, по материалам презентации Т. Терновой
9. Татьяна Анатольевна, Ваш круг научных интересов чрезвычайно широк. Позвольте узнать, что сейчас в центре Вашего внимания?
Научная тема кафедры, на которой я работаю, — изучение художественной реальности ХХ века. ХХ столетие – один из «переходных», неординарных периодов русской культуры. В этот период происходит культурный слом, идет активный поиск обновления художественных приемов, спровоцированный существенными мировоззренческими трансформациями. Наиболее интересными для меня в этой связи являются два рубежа: первая треть ХХ века, когда на смену классической эстетической парадигме приходят модернизм и авангард, а затем формируется советская литература, и конец ХХ – начало ХХI века, когда происходит и сходный, и в чем-то противоположный процесс: литература социалистического реализма сменяется радикальными экспериментами в поле неклассической эстетики, а затем, уже в начале нового столетия, обнаруживается тяготение к реализму. Меня интересует специфика и соотношение этих эпох. Интересно также, чем живет провинциальная, в частности, воронежская литература, в эпохи культурных сломов. А свои приоритеты в науке я бы определила следующим образом: имажинизм, Анатолий Мариенгоф, современная русская литература, «воронежский текст» русской культуры.
Р.Л.: Татьяна Анатольевна, разрешите поблагодарить Вас за интересную и содержательную беседу и выразить надежду на плодотворное сотрудничество и будущие встречи. 
Беседу провела Радослава Лесневска,
аспирант Воронежского Государственного
Технического Университета
22 апреля 2017 г., г. Воронеж

 

Top